Новый Налоговый Кодекс Украины, принятый 4 декабря 2010 года, существенно повлиял на систему налогообложения в целом. Не стала исключением и работа с нерезидентами, наиболее важные изменения которой, мы затронули в данной статье. Прежде всего, это касается расходов по приобретению у нерезидентов консалтинговых, маркетинговых, инжиниринговых и рекламных услуг и выплаты роялти. Но обо всем по порядку…
Вопросы по налогообложению предприятий (далее налогоплательщики) регулирует III Раздел Налогового Кодекса. В нем определяется максимальная граница (в процентах), исходя из которой, сумма может ложиться в расходную часть украинского налогоплательщика при работе с нерезидентами по предоставлению им консалтинговых, маркетинговых и рекламных услуг. Ставка такой границы составляет 4%. А именно: расходы, понесенные в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента консалтинговых, маркетинговых и рекламных услуг, в объеме, превышающем 4% дохода от реализации продукции (товаров, услуг) за год, предшествующий отчетному, исключая НДС и акцизный налог (Ст. 139.1.13.) не идут в расход. То есть в случае, когда сумма указанных услуг не превышает эту ставку, ее можно смело относить в расходы.
Наиболее радикальным изменениям, касающимся предоставления услуг, подверглась работа с классическими оффшорами. Таковыми считаются юрисдикции, которые находятся в Списке оффшоров Кабинета Министров Украины.
В соответствии с новым Налоговым Кодексом Украины, налогоплательщик не может включить в состав расходов расходы в полном объеме, понесенные в отчетный период в связи с приобретением у нерезидента услуг по консалтингу, маркетингу и рекламе, если особа, в пользу которой производятся соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус.
Следует заметить, что до принятия нового Налогового Кодекса существовало лишь одно ограничение по работе с нерезидентами. Оно регулировалось Законом Украины « О налогообложении прибыли предприятий». Следуя этому закону, налогоплательщики Украины могли отнести в состав расходов лишь 85% стоимости товаров или услуг, приобретенных у компаний — нерезидентов, имеющих оффшорный статус.
Напомним, что своим распоряжением от 23 февраля 2011 года № 143-р Кабинет Министров Украины утвердил новый перечень оффшорных зон, куда входят следующие страны (этот список идентичен предыдущему): Британские зависимые территории: остров Гернси, остров Джерси, остров Мэн, остров Олдерни; Ближний Восток: Бахрейн; Центральная Америка: Белиз; Европа: Андорра, Гибралтар, Монако; Карибский регион: Ангилья, Антигуа и Барбуда Аруба, Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Виргинские острова (США), Гренада, Каймановы острова, Монтсеррат, Нидерландские Антильские острова, Пуэрто-Рико, Сент, Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос; Африка: Либерия, Сейшельские острова; Тихоокеанский регион: Вануату, Маршалловые Острова, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа; Южная Азия: Мальдивская Республика.
Украинское предприятие, которое решилось на приобретение у нерезидента услуг по инжинирингу, может отнести в расход только 5% таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно контракту (Ст.139.1.14.)
Однако такие расходы не включаются в состав расходов в полном объеме, в случае выполнения любого из следующих условий:
- Лицо, в пользу которого начисляется плата за услуги инжиниринга, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус;
- Лицо, в пользу которого начисляется плата за услуги инжиниринга, не является бенефициаром — фактическим владельцем данной платы за услуги.
Достаточно серьезно Налоговый кодекс затронул и выплату роялти нерезиденту. Если ранее такие выплаты в полном объеме относились на валовые расходы, что позволяло уменьшить налогооблагаемую базу, то на данный момент — подобная возможность существенно ограничена.
Нельзя относить в расходы начисления роялти во время отчетного периода в пользу нерезидента, кроме тех, которые осуществляются хозяйственными субъектами в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом Украины « О телевидении и радиовещании». То же самое касается начислений за предоставление права пользования авторским, смежным правом на кинематографические фильмы иностранного производства, музыкальные и литературные произведения в объеме, не превышающем 4% дохода от реализации продукции (товаров, услуг, работ), без учета НДС и акцизного налога за год, предшествующий отчетному. В случае превышения объема, возникает необходимость уплаты налога на прибыль по новой ставке – 23%.
Более того, как и в случае с инжинирингом, предусмотрен перечень ситуаций, в которых роялти нельзя будет отнести к расходам в принципе. А именно:
- Лицо, в пользу которого начисляется роялти, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус;
- Лицо, в пользу которого начисляется плата за услуги, не является бенефициаром – фактическим владельцем платы за услуги за исключением случаев, когда бенефициар предоставил право получать выгоду другим лицам;
- Роялти выплачиваются по объектам, права интеллектуальной собственности в отношении которых, впервые возникли у резидента Украины;
- Лицо, в пользу которого начисляется роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является.
Поэтому схема, по которой роялти с Украины выплачиваются компании-посреднику, с принятием Кодекса, стала неактуальной.
Естественно, изменения, рассмотренные выше, во многом усложнили ведение бизнеса для компаний, которые занимаются ВЭД и осуществляют выплаты в пользу нерезидентов, но к подобным ситуациям отечественным предпринимателям не привыкать. При грамотном подходе и с помощью профессиональных налоговых консультантов можно оптимизировать Ваш бизнес: оперативно и, самое главное – законно.
Елена Трухина,
юрист международной консалтинговой компании «ICG»